ФГОС ДО. Взгляд педагога

Консультации для воспитателей по ведению ФГОС ДО

Сейчас основная тема - это реализация или введение ФГОС ДО в практику работы дошкольных учреждений. Перед воспитателями встает очень много вопросов: почему этот документ появился, как он создавался, что изменится в нашей работе с введение ФГОС ДО. Мы постараемся наиболее доступным языком для педагогов изложить суть ФГОС ДО, а также разработала анкету для выявления представлений педагогов о ФГОС ДО.

Предлагая вашему вниманию данный материал, мы искренне надеемся, что он вам пригодится.

ФГОС ДО - Федеральный государственный стандарт дошкольного образования - документ, который все дошкольные образовательные организации обязаны реализовывать. Вступил в силу с 01.01.2014 года.

Этому предшествовала следующая работа:

1) Приказ Минобрнауки о разработке ФГОС ДО;
2) Создана рабочая группа в составе Асмолов, Скоролупова, Волосовец, Карабанова, Рубцов, Собкин – люди с разными мнениями и позициями.
Что же обсуждалось рабочей группой?

Перед разработчиками возникли следующие вопросы:

  1. Не является ли Стандарт риском для системы образования? 
  2. В чем уникальность Стандарта? 
  3. Каковы будут результаты? 
  4. Не несет ли Стандарт возросшие финансовые обременения;
  5. Что нового принесет Стандарт в самоценную дошкольную жизнь? И др.

Чего ждут от Стандарта?
Воспитатели:

Учителя:

Родители:

Чем обусловлена разработка данного документа?
Два основания для введения ФГОС ДО:

  1. Закон «Об образовании РФ»;
  2. Современная социокультурная ситуация.

ФГОС ДО основан следующих документах:

  1. Конвенция о правах ребенка;
  2. Закон об образовании РФ;
  3. Конституция РФ. 
  4. Государственная программа «Развитие образования на 2013-2020гг»

Закон об образовании РФ предусматривает:

Родители включаются в образовательный процесс как партнеры, а не как сторонние потребители образовательных услуг.

ФГОС ДО закрепляет права на получение доступного и бесплатного качественного дошкольного образования + финансовое обеспечение (место для ребенка в д/саду) .

До 2009 года действовали Временные (примерные) требования к содержанию и методам дошкольного образования. В 2009 Приказом Минобрнауки введены ФГТ к структуре ООП, в 2011 – к условиям реализации ООП. В 2013 году Приказом Минобрнауки №1155 о введении ФГОС ДО.

Основные понятия ФГОС ДО:

  1. Единство образовательного пространства: обеспечение единых условий и качества образования независимо от места обучения, исключающих возможность дискриминации в сфере образования (организация консультативных пунктов, группы кратковременного пребывания) ;
  2. образовательная среда – совокупность условий, целенаправленно создаваемых в целях обеспечения полноты образования и развития детей (сетевое взаимодействие: музей, школа и т. д.) 
  3. развивающая предметно-пространственная среда;
  4. социальная ситуация развития.

Чем отличаются ФГТ И ФГОС ДО?

ФГТ
2 группы требований:

4 направления развития;
10 образовательных областей;
80%- обязательная часть программы;
20% - вариативная
ФГОС ДО
3 группы требований

5 образовательных областей:

  1. Физическое развитие
  2. Познавательное развитие;
  3. Художественно-эстетическое развитие ; 
  4. социально-коммуникативное развитие (социально-личностное) ;
  5. речевое развитие

60%- обязательная часть программы;
40% - вариативная

Нестандартный «Стандарт»
ФГОС ДО
3 группы требований

В ФГОС главное не результат, а условия. Это стандарт условий. Условия- это социальная ситуация развития ребенка - сложившаяся система взаимодействия ребенка с окружающим миром, представленным взрослыми и детьми. Если условия созданы - Стандарт реализован.

Социальная ситуация развития предполагает три группы требований:

  1. Пространственно-временные- пространство и игрушки;
  2. Социальные- система взаимоотношений со взрослыми, сверстниками
  3. Деятельностные – детские виды деятельности: двигательная, игровая, коммуникативная, конструирование из различных материалов, изобразительная, восприятие художественной литературы и фольклор. 

Главное условие – численность детей в группе.
Какие же требования предъявляются к условиям:

  1. Психолого-педагогические;
  2. Кадровые;
  3. Материально-технические;
  4. Финансовые;
  5. К предметно-развивающей среде. 

Кадровые условия являются главными. В связи с этим разрабатывается профессиональный стандарт педагога. 
Оценка профессиональной деятельности педагога:

Требования к результатам освоения программы:
Основной результат – это социализация детей.

  1. Результат социализации;
  2. Личностные результаты развития ребенка, а не результат обучения. 

ФГОС ДО предусматривает 1 группу результатов- личностные (в школе предметные, метапредметные и личностные) .
Результаты освоения программы описаны в виде целевых ориентиров:

Целевые ориентиры не являются объектом оценки результатов.
Что же будет оцениваться:

  1. Педагогический процесс;
  2. Условия (социальная ситуация развития) ;
  3. Педагогические кадры. 

Естественно, что несмотря на отсутствие таких форм контроля, которые есть на более высоких ступенях образования, и самим педагогам, и родителям хочется понять, чего удалось достичь ребенку. Здесь в отличие от других стандартов, речь идет только о личностных результатах. В этой связи допускается мониторинг динамики развития ребенка, однако он нужен не для оценки самой по себе, а для выявления тех способов, с помощью которых педагог может дать ребенку развиться, открыть какие-то способности, преодолеть проблемы. Заниматься таким мониторингом должен именно педагог-психолог. Проводиться подобное исследование может лишь с согласия родителей или законных представителей ребенка.

Требования к структуре ООП.
ООП определяется как программа психолого-педагогической поддержки развития, социализации и индивидуализации развития ребенка, а не обучения. Индивидуализация – набор парциальных программ, реализуемых в ДОО.

ООП пишется на 1год, экспертная оценка проводится органом управления образования. До 2015 года работаем по разработанным ранее программам.

ООП ДОО разрабатывается с учетом Примерной ООП, а не на ее основе. На основе ООП ДОО разрабатываются рабочие программы педагогов.

Примерная программа – учебно-методический документ, финансируемый государством. Сейчас перерабатываются в соответствии с ФГОС, создаются новые. Разработчики ФГОС ДО выступают против единой программы- должна быть возможность выбора.

Примерные ООП будут опубликованы в Федеральном реестре.
Авторами примерных ООП разработаны:

  1. Варианты сетки занятий;
  2. Парциальные программы;
  3. Формы планирования;
  4. Режим дня, жизнедеятельности;
  5. Методическое обеспечение;
  6. Учебный план;
  7. Мониторинг. 

Готовность ДОО к введению ФГОС ДО

  1. Разработана и утверждена ООП ДОО;
  2. Нормативно-правовая база приведена в соответствие с ФГОС ДО;
  3. Должностные инструкции разработаны в соответствии с ФГОС ДО;
  4. Определен перечень парциальных программ;
  5. Разработаны локальные акты;
  6. Определена модель взаимодействия ДОО с социальными партнерами;
  7. План методической работы к введению ФГОС ДО;
  8. Осуществлено повышение квалификации педагогов;
  9. Обеспечение кадровых, финансовых условий.