Окружная пилотная площадка по реализации ФГОС ДО

Окружная пилотная площадка по реализации ФГОС ДО
"Современная карта социального мира"

 

     Вопросы социального воспитания детей дошкольного возраста актуализировались с введением изменений в Федеральный закон об образовании в Российской Федерации по вопросам воспитания обучающихся, Федеральной образовательной программы дошкольного образования.  
      В этих документах особое внимание уделяется решению задач ВОСПИТАНИЯ дошкольников.
Проект окружной пилотной площадки «Формирование у дошкольников современной картины социального мира в ходе детско-взрослых событийных встреч», разработанный педагогическим коллективом структурного подразделения школы № 26 детского сада «Тополёк». Проект реализуется под научным руководством старшего преподавателя кафедры «Педагогика и психология» Тольяттинского государственного университета – Анфисовой Светланы Евгеньевны.
Проект разработан в рамках интеграции социально-коммуникативного и познавательного направлений развития ребенка и направлен на СОЦИАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ детей старшего дошкольного возраста.
     Цель проекта – Теоретическое обоснование и практическая разработка нового формата социально-ценностного взаимодействия детей, педагогов и родителей – детско-взрослые событийные встречи.
       В рамках проекта также предполагается повышение компетентности педагогических работников дошкольного образования и родителей (законных представителей) воспитанников в вопросах социального воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Актуальность идеи проекта обоснована документами федерального значения, подтверждающими социальную значимость проблемы социального воспитания современного дошкольника.
     Одной из основных задач воспитания в дошкольной образовательной организации  согласно Федеральной образовательной программе дошкольного образования – является «…осуществление поддержки позитивной социализации ребенка посредством проектирования и принятия уклада, воспитывающей среды, создание воспитывающих общностей…».
В ходе реализации проекта в учреждении предполагается организовывать детско-взрослые событийные  общности– объединение детей и взрослых.
Это могут быть родители, представителей социальных партнеров, другие приглашенные взрослые, проявляющие схожие потребности и интересы в совместной деятельности и общении на основании реализуемых в жизни ценностей, культурных и социальных образцов жизни в рамках определенного события- встречи.
     В ходе реализации проекта будет внедрена инновационная форма воспитательной работы – детско-взрослая событийная встреча,– в ходе которой организовывается социально-ценностное познание старшими дошкольниками современной картины социального мира.
Цель каждой такой встречи – раскрытие приглашенным взрослым перед детьми в ходе реального взаимодействия определенного компонента социального мира и той или иной ценности воспитания, принятой в Российском обществе.
Предусмотрена разработка и реализация модели методического сопровождения педагогов по подготовке и организации детско-взрослых событийных встреч, ориентированных на присвоение детьми ценностей.
Для эффективной организации детско-взрослых событийных встречам необходимо разработать и апробировать модель направленного привлечения  людей представителей разных сфер деятельности.
В результате деятельности нашего учреждения в рамках пилотного проекта нами будет:
- осуществлено обоснование и разработка компонентов современной картины социального мира, актуальной для ребенка- дошкольника;
- разработано содержания детско-взрослых событийных встреч,раскрывающих для воспитанников ценности воспитания, предусмотренные Федеральной рабочей программой воспитания, включенной в ФОП дошкольного образования.
   В ходе реализации проекта педагоги освоят технологию организации в детском саду детско-взрослой событийной встречи, направленной на освоение воспитанниками различных ЦЕННОСТИ.
Технология будет состоять из этапов, начиная с выделения компонента современной картины социального мира и заканчивая рефлексивным анализом событийной встречи.
    В качестве одного из компонентов системы оценки качества дошкольного образования будет разработана и апробирована экспресс-диагностика результативности детско-взрослой событийной встречи по трем группам показателей.
Относительно активности и включенности детей, ориентированности педагогов в ценностном содержании встречи и взаимодействия приглашенного взрослого с участниками встречи.
Предлагаемая нами инновационная форма воспитательной  работы - детско-взрослая событийная встреча - даст возможность построить процесс формирования у дошкольников современной картины социального мира в любой образовательной организации,реализующей Основную образовательную программу дошкольного образования.
     Результатом деятельности в рамках анонсированного проекта будет учебно-методическое пособие «Формирование у дошкольников современной картины социального мира в ходе детско-взрослых событийных встреч», в котором  будут отражены теоретические и практические подходы к организации и проведению детско-взрослых событийных встреч как нового формата социального направления воспитания дошкольников.
      В Приложении будут представлены «Сценарные планы детско-взрослых событийных встреч».
В качестве перспективы продолжения работы по реализации данного проекта мы видим разработку виртуальных социальных маршрутов в соответствии с компонентами современной картины мира социального мира для удовлетворения потребностей детей дошкольного возраста в познании социальной действительности.